Поиск
Институт

Кафедра пластической выразительности

Днем рождения нашего института считается 23 октября 1914 года. В этот день Е. Б. Вахтангов прочитал в студенческой студии первую лекцию по системе Станиславского. В ней Евгений Багратионович сформулировал задачи новой школы: «В школе вы должны: 1) приобрести внешнюю технику – умение владеть своим голосом и телом…» И лишь вторым пунктом поставил освоение внутренней техники.

Такая последовательность в постановке задач отражает взгляд Вахтангова на значение внешней техники в мастерстве актера. И как педагог-воспитатель и как режиссер Вахтангов сделал очень много, чтобы учение Станиславского о наличии двух равнозначных компонентов техники актера – внутренней и внешней – приобрело четкие очертания и наполнилось конкретным содержанием.

Вахтангов ввёл в театральный обиход такие понятия, как чувство сцены, сценичность, «сценизм», чувство сценического пространства, чувство сценической среды, чувство времени, сценическая чёткость и сценическая «мазня», выдержка и законченость, сценическая «точка» («точка» как выразительная остановка), засорение рисунка («бытовой мусор»), ритмический рисунок роли, выразительность ракурса тела, непрерывная линия движения, «статуарность» (скульптурность сценической пластики), лепка мизансцен, перетекание из одной формы в другую и т. д.

Как педагог-воспитатель Вахтангов оставил после себя группу единомышленников, воспитанных в определённой театральной вере. Учение Вахтангова, в т. ч. и его взгляды на пластическую культуру актера, его открытия бережно сохранялись и приумножались в основанной им школе,

На разных этапах в ней преподавали движенческие дисциплины такие известные педагоги, как

Н. Г. Кустов, ученик В. Э. Мейерхольда, преподававший биомеханику;

В. К. Гринер, ученица Жака Далькроза, разработавшая особую методику преподавания ритмики в драматической школе.

И. С. Иванов, педагог по движению, разработавший первую программу воспитания пластической культуры актёра театра переживания, автор первого в СССР учебника по движению для театральных школ; 

В. И. Цаплин, солист Большого театра, постановщик танцев в драматических театрах, цирке и на эстраде, преподававший классический танец и разработанный им курс «развитие выразительности тела».

А. Б. Немеровский, известный постановщик театральных боёв, автор двух книг и ряда журнальных публикаций по вопросам пластики актёра, преподававший сценическое фехтование;

Г. В. Морозова, кандидат искусствоведения, автор многочисленных книг по истории и теории русского театра, преподававшая сценическое движение и сценическое фехтование, а в последние годы жизни ставшая консультантом кафедры по вопросам теории.

 

В 50-тые – 60-тые годы прошлого века, годы общего упадка внешней техники и, прежде всего, пластической культуры русского театра, не избежало этой участи и Вахтанговское училище. Но с 70-х годов начинается возрождение интереса к  вопросам пластической культуры.

В 1973 году на кафедру приходит новый педагог по сценическому движению Дрознин А. Б. (с 1988 заведующий кафедрой), имеюший опыт работы в театрах Москвы и периферии по редкой в те годы специальности – режиссёр по пластике. Он задался целью не только возродить, но и развить завоевания Вахтанговской школы в области сценической пластики. За прошедшие четыре десятилетия им была разработана программа и методика преподавания предмета «сценическое движение», которая получила широкое распространение в театральных школах России и бывших республик СССР, а в последние годы – признание в ряде стран Европы и США.

В 80-ые годы при кафедре была открыта ассистентура-стажировка, а с 2005 года – магистратура и стажировка, по предмету «Сценическое движение». Часть выпускников осталась на кафедре и активно включилась в педагогический процесс:

А. А. Щукин с 1987 года преподаёт сценическое движение, обогащая его своим богатым опытом режиссёра по пластике, и сценическое фехтование, по которому он разработал принципиально новую методику и программу, учитывающие реальное состояние дел в сегодняшнем театре и дающие новую перспективу этому предмету в процессе формирования пластической культуры актёра. 

В.А.Гончаров с 2002 года преподаёт сценическое движение и сценическое фехтование, набирая в театрах опыт постановочной работы в качестве режиссёра по пластике.

О.А.Семаева с 2010 года начала работу на кафедре в качестве педагога по сценическому движению и сценическому фехтованию и тоже приобретает опыт постановочной работы.

Е. Ю. Дружникова с 1992 года преподаёт ритмику по разработанной ею авторской методике, постоянно обогащая предмет всё новыми находками, приёмами и упражнениями. Её методика ориентирована на воспитание именно актёрских качеств, поэтому акцент делается на способность не только услышать заданный ритм, но и воспроизводить его движениями тела.

В последние годы завершилось формирование группы педагогов по танцу.

В 1994 году на кафедру пришла И. Н. Филиппова – Хореограф-постановщик, педагог по джаз-танцу и современному танцу. Она принесла с собой богатый опыт работы с драматическими актёрами и умение высвобождать в учениках экспрессивный потенциал. Этот опыт позволил ей разработать новую учебную дисциплину "Сценический танец". Квалификация и опыт И.Н.Филипповой позволили кафедре открыть магистратуру по дисциплине "Танец".

В 2008 году в работу включилась её ученица, выпускница нашего института, актриса и танцовщица А.Ф. Цомаева,

а с 2010 года начала преподавать танец М.Г.Соколова – профессиональная танцовщица и педагог, прошедшая, к тому же, стажировку у И.Н. Филипповой.

С 2006 года педагогом по танцу работает солист Театра Классического Балета под руководством Н.Касаткиной и В.Василёва, балетмейстер В.П.Стуров, принесший с собой отточенную школу классического балета..

С 2013 года танец преподаёт О.С.Баталина, артистка государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, преподаватель Школы-студии (техникума) при ансамбле им. И.Моисеева.

С 2009 года танец преподаёт М.Н.Суворова.

 

Такой качественный творческий состав кафедры позволил выявить и закрепить в своей практике взаимозависимость всех дисциплин пластического цикла (сценического движения, ритмики, танца и сценического фехтования) и разработать четкую систему взаимодействия этих дисциплин, в  результате чего стало возможным говорить о слияние резрозненных дисциплин в мегадисциплину «Пластическая культура актёра».

Радикальным преобразованям подвергся и базовый предмет пластического цикла – "Сценическое движение".

За прошедшие четыре десятилетия А.Б.Дрознин и его коллеги разработали программу и методику преподавания предмета «Сценическое движение», которые учитывают деградацию телесной культуры современного человека в условиях технической цивилизации и направлены на приближение предмета "сценическое движение" к нуждам современного театра, повышение профессиональной оснащённости актёра.

Очевидно, по этой причине методика нашей кафедры постепенно стала приниматься в различных театральных школах и училищах страны.

Ещё одно завоевание кафедры – ставшая уже традиционной практика создания спектаклей-концертов «Вечера пластики» (режиссёр А.А.Щукин), составляемых из движенческих, ритмических и танцевальных номеров, разработанных в тесном сотрудничестве студентов и педагогов кафедры. Работа над такими спектаклями даёт возможность студентам приобрести опыт переплавки приобретенных ими на уроках по движенческим дисциплинам элементов внешней техники во внешнюю технику актёра. Эти спектакли высоко оценены театральной прессой и неоднократно награждались на различных фестивалях.

Педагоги кафедры ведут активную творческую деятельность – работают в качестве постановщиков пластики в драматических театрах Москвы и России, а большая часть педагогов (Дрознин, Дружникова, Филиппова, Щукин, Гончаров) имеет опыт педагогической и постановочной работы за рубежом.

Педагоги кафедры активно занимаются научной, методологической и издательской работой.

Многие педагоги кафедры работает по авторским программам, а некоторые из этих программ предложены Министерством Культуры и Комитетом по образованию в качестве ориентировочных программ для театральных вузов Российской Федерации. Пособие "Физический тренинг актёра по методике А.Дрознина" переведено и издано в Англии.

Кафедра продолжает обучать ассистентов-стажеров, в том числе и зарубежных, и освоила обучение студентов по международным магистерским программам. 

Кафедра выступает инициатором и организатором многочисленных всероссийских и международных конференций и семинаров по вопросам теории и практики пластической культуры..

Кафедра выступила инициатором создания Всероссийской Гильдии педагогов и режиссёров по пластике драматического актёра, в работе которой занимает ведущие позиции.