Яков Михайлович родился 28 февраля 1920 года в Петрограде. Будучи студентом филологического факультета Ленинградского университета, ушел добровольцем в армию. Но, получив тяжелое ранение, был вывезен из блокадного города по «Дороге жизни». Так он оказался в эвакуации в Омске, где в то время находился Вахтанговский театр.

Смоленский – это псевдоним. Его настоящая фамилия Либерман. Псевдоним был взят в память о погибшем на фронте друге – поэте Борисе Смоленском.

Став студентом сразу 3-го курса театрального училища имени Бориса Щукина, Яков Смоленский в 1943 году приезжает вместе с театром в Москву. Его педагоги – Ц.Л. Мансурова, Р.Н. Симонов, К.Г. Семенова (преподавательница по сценической речи). Его однокурсники – Владимир Этуш, Владимир Шлезингер, Готлиб Ронинсон, Геннадий Юдин, Евгений Фёдоров, Юрий Стромов, Татьяна Коптева, Варвара Ушакова. В 1945 году Смоленский заканчивает театральное училище, в 1947 году вступает в труппу Вахтанговского театра, а в 1958 году оставляет театр и становится артистом Московской филармонии.

Его призванием стало Художественное слово. Еще в 1950 году Я.М. Смоленский становится лауреатом конкурса на лучшее исполнение произведений Маяковского, а в 1957 году побеждает на Всероссийском конкурсе артистов - чтецов. Из воспоминаний: «Сам Смоленский читал стихи особенно. Сочетая в своей исполнительской манере дружескую доверительность и особую музыкальность, ''нарядность'' интонации».

 

За 50 лет работы в Московской государственной филармонии Яков Михайлович создал немало великолепных чтецких программ. Уйдя из театра, Яков Михайлович не оставил преподавательскую деятельность в училище, которую начал еще в 1947 году. В 1976 году он первым возглавил кафедру сценической речи и руководил ею на протяжении двадцати лет вплоть до своей смерти в 1996 году. За годы работы Я.М. Смоленский воспитал не одно поколение прекрасных артистов - его учениками были Василий Лановой, Андрей Миронов, Зиновий Высоковский, Ольга Яковлева, Виктория Лепко, Николай Волков, Юрий Волынцев, Василий Ливанов, Леонид Каневский, Наталья Вилькина, Евгений Князев, Сергей Урсуляк, Виктор Персик, Юрий Богатырев, Павел Любимцев.

Павел Евгеньевич вспоминал о педагоге: «Общаться с ним в работе было захватывающе интересно. Детально разбирать и выстраивать фразу в чтецкой программе ученика Смоленский не любил и занимался этим очень редко — только в Училище. Вообще-то он умел направить фантазию любого из своих подопечных в нужном направлении, дать верный тон, подсказать ''мелодию'', наполнить сердце ученика настоящим доскональным знанием».

Один из его учеников – Алексей Генесин – в 1996 году создал в память о своем учителе конкурс чтецов имени Я.М. Смоленского, который со временем стал Всероссийским, а затем и Международным, и каждый год в апреле с успехом проходит в стенах нашего института.

Яков Михайлович написал множество теоретических работ. Наиболее заметные: "В союзе звуков, чувств и дум" (Москва: Советская Россия, 1976), "Читатель. Чтец Актёр" (Москва: Советская Россия, 1983), "Гармония и алгебра стиха" (Москва: Фонд Я. М. Смоленского, 1998). В 2009 году Издательство Театрального Института им. Б. Щукина переиздало труды Я. М. Смоленского в сборнике "Чудо живого слова". Эта книга рекомендована в качестве учебного пособия по предмету "Художественное чтение" всем начинающим артистам.

Павел Евгеньевич Любимцев говорил: « Смоленский не себя вкладывал в студентов, а раскрывал в каждом лучшую часть его самого. Даже преподавательские показы Якова Михайловича растворялись в исполнителях без остатка, без ''осадка''… А перед зачётом или экзаменом он только улыбался и произносил фразу, ставшую затем в Щукинской школе крылатой: ''Читай хорошо, а не плохо, потому что плохо может каждый дурак''. Коротко и ясно!».

Советуем вам прочесть воспоминания о Я.М. Смоленском в изложении П.Е. Любимцева в книге «И снова происходит встреча…» (Сборник статей и воспоминаний о педагогах сценической речи. М., 2010. С. 85-95.)

Также:

Смоленский Я.М. Чудо живого слова. Теория чтецкого искусства. М., Arsis Books, 2010.

29 января 2020 г.